Публикации

ОБНОВЛЕНИЕ И СТАРЕНИЕ

Вопрос оснащенности АПК современной полевой техникой не теряет своей актуальности уже много лет. С какими вызовами сталкивается российский рынок сельхозтехники, и какие трансформации его ожидают, рассказал Александр Алтынов, председатель Правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД». 

- Какое влияние на рынок оказали и продолжают оказывать существующие меры государственной поддержки?
Правительство на протяжении длительного периода времени реализует множественные и дорогостоящие меры поддержки производства, стимулирования спроса и обеспечения доступности, прежде всего через активную позицию Росагролизинга, направленные на техническое перевооружение отрасли. Благодаря этому ряд целей были достигнуты – расширение предложения, в том числе отечественного, по количеству и номенклатуре, привлечение иностранных инвесторов с соответствующими технологиями в рамках СПИК, рост урожайности и диверсификация структуры продукции АПК, обеспечение продовольственной безопасности по основным продуктам питания и рост экспорта, расширение сопутствующей инфраструктуры- хотя непосредственно задача необходимого парка техники и его старость все еще остается актуальной, в том числе в свете вопроса ввода земель в оборот и наращивание экспортного потенциала, несмотря на то, что последние пару лет и наметилась положительная тенденция. В условиях санкций и заявленного курса на технологический суверенитет данный вопрос обретает новую актуальность, особенно в части самоходного оборудования, где целый ряд машин не имеет вообще или должного предложения отечественных машин по некоторым типам или мощностным нишам.

- Как определяется степень оснащенности АПК сельхозмашинами?
Методология, лежащая в основе суждений о достаточности парка и его старости, в основном лежит в плоскости оценки количества единиц техники и их возраста в годах. Представляется более взвешенным давать подобные оценки с других позиций. Например, мощности в лошадиных силах с привязкой к структуре культур и наработке на самоходную машину, что более важно в условиях повышенных нагрузок на единицу, свойственных российскому рынку. Думаю, что это позволило бы более точно оценивать ситуацию, равно как и формировать суждения о степени дефицита оснащенности. Хотя подобная статистика может быть нетривиальной задачей без должной автоматизации процесса сбора информации.

- Как повлиял на рынок сельхозтехники уход части иностранных брендов?
Последние годы зависимость от импортной техники составляла примерно 50 +/- 5% в денежном выражении, около 20-25% по числу поставляемых единиц и около 40% по поставляемой мощности, что представляется критически значимым. В ситуации, когда большинство традиционных западных поставщиков самоходной техники приостановили поставки и, возможно, и не собираются возвращаться или не являются более желанными партнерами, это означает, что просто замещение выпадающей мощности будет требовать 60-70% прироста отечественного (с учетом белорусского) предложения, только для компенсации. При этом предстоит решать и вопросы старости парка, а также покрытия дефицита, оцениваемого в 20-25% к существующему количеству.

- Какое влияние оказал возникший дефицит сельхозтехники на темпы обновления парка?
В подписанной недавно Стратегии развития АПК до 2030 содержится информация о положении дел с полевой самоходной техникой. В частности, по состоянию на 2022 год парк тракторов составляет 470 тысяч единиц, при старости более 10 лет в 57% и дефиците около 70 тысяч единиц, по комбайнам соответственно: 140 тысяч, 45% и 37 тысяч. При этом заявлен ежегодный темп обновления в 10% парка для поддержания основных параметров. Сроки и иные сопутствующие процессу параметры оставлены нераскрытыми. Например, когда планируется выход на целевые параметры обновления и покрытия дефицита, темпы старения с учетом доступных возможностей обновления, за счет каких именно источников, требуемого финансирования, в том числе поддерживающего, учет задачи ввода земель в оборот и тд. Равно как и остаются неочевидными вопросы сопряженности указанной Стратегии с иными мероприятиями, например, по развитию производства. Также даны цифры продаж за 2021 год: около 15 тысяч тракторов и почти 8 тысяч комбайнов.
Таким образом, уже на данном уровне очевиден имеющийся разрыв между темпами обновления и продажами: 23 тысячи против 57 тысяч (около 70 тысяч с учетом дефицита). Даже с учетом декларируемых незадействованных мощностей по производству задача не выглядит простой для решения, не затрагивая тему наличия квалифицированных кадров для обеспечения прироста, доступности и достаточности критической компонентной базы, которая в немалой степени не имеет соответствующего отечественного предложения, создание которого может потребовать годы разработок и разворачивание производства. Если добавить допущение, что по ряду импортных машин, которые надо не только заместить в текущем предложении, но и замещать в процессе текущего старения и выхода из эксплуатации, коэффициент не будет 1:1, а скорее тяготеет к 1:1,5 или даже 1:2, то можно говорить и о необходимости в 80-90 тысяч единиц. А, при наличии задачи оперативного покрытия дефицита, скажем на горизонте 5 лет, учитывая растущие валовые показатели урожайности, показатель вполне превышает и 100 тысяч.

- Какие изменения ждут рынок сельхозтехники в ближайшем будущем? Как изменится структура экспорта-импорта?
По отраслевым оценкам, рынок полевых машин составлял около 400-450 млрд. рублей по итогам 2021 года. С учетом стремительного роста стоимости машин (в том числе в глобальном масштабе) и указанных выше цифр, потенциальный объем рынка может уйти к уровням 2 трлн. рублей, что ставит задачи совершенно иного уровня по инвестиционным возможностям, мерам поддержки на государственном уровне, равно как и по отношению к дилерам как системе не столько продающей технику, сколько обеспечивающей ее работоспособность в полях. Возможно, стоит более тонко подойти к вопросу мер поддержки и инструментов, разделив их на поддерживающие параметры парка и способствующие их позитивной динамике. Также очевиден вопрос от производящих сил про гарантированность сбыта в условиях государственной задачи наращивания сборки при колебаниях конъюнктуры.
Точно также возникает вопрос об отношении к экспорту тракторов и комбайнов в текущих условиях и позиции к импорту, пусть даже из дружественных стран. Совершенно очевидно, что невозможно рассчитывать на мгновенное кратное увеличение производства в России. И потому важно подойти к вопросу расчетным, а не просто оценочно-декларативным, образом, смоделировав процессы динамики парка, исходя из текущих вводных и сценариев их развития. В части возможного импорта, не стоит забывать об очевидных ограничениях альтернативных предложений из дружественных стран в силу климатических, агротехнологических, сервисных и иных сдерживающих факторах, включая компонентный аспект, острый на глобальном уровне уже не первый год.  

- В проблематике парка техники сейчас отдельным вопросом стоит обеспечение запасными частями машин «приостановившихся» брендов. Реально ли их заместить? 
Было бы иллюзией думать, что есть технологическая возможность, равно как и экономическая целесообразность, импортозаместить сотни тысяч артикулов. Эта техника будет дорабатывать свой срок и нуждаться в соответствующем сопровождении и именно в обеспечении условий для этого сопровождения и надо сконцентрировать усилия.
Потому к вопросу надо подходить системно, с аналитических позиций, на межведомственной основе с привлечением экспертного сообщества, выставляя контрольные точки и обеспечивая мероприятия должным ресурсом.